• Главная
  • Начало строительства мусоросжигательного завода (МСЗ) намечено на 2022 год
20:52, 21 декабря 2021 г.

Начало строительства мусоросжигательного завода (МСЗ) намечено на 2022 год

Начало строительства мусоросжигательного завода (МСЗ) намечено на 2022 год

В департаменте экологии по ВКО состоялась ZOOM-конференция, на которой рассматривались многочисленные заявления горожан по вопросу строительства и эксплуатации завода по энергетической утилизации коммунальных отходов в областном центре. В обсуждении приняли участие более ста человек, на основании предложений которых департаментом был сформирован протокол.

Напомним, что начало строительства мусоросжигательного завода (МСЗ) намечено на 2022 год, а к 2024-му он должен быть введен в эксплуатацию. Земельный участок для возведения будущего предприятия выделен в районе поселка Лесхоз в непосредственной близости от действующего полигона для хранения ТБО. Это обстоятельство вызвало шквал возмущения горожан, которые уверены, что дополнительные выбросы от МСЗ ухудшат и без того печальную экологическую ситуацию в Усть-Каменогорске.

Замечания

На конференции руководитель департамента экологии по ВКО Данияр Алиев проинформировал участников о текущем состоянии замечаний и предложений, поступивших на разные интернет-платформы.

— Так, на портал "электронного правительства" Е-өтініш поступило шесть заявлений, на экологический портал (ecoportal.kz) — 24 заявления, через электронную почту ИПГО департамента — 35 и дополнительно поступившие на ИПГО (без подписи) — 19, — перечислил Данияр Алиев.

Руководитель департамента также сообщил, что посредством мессенджера WhatsApp создана группа для информирования о текущей работе по заявлению о строительстве и эксплуатации МСЗ.

Свое компетентное мнение высказал и эколог-активист Даулет Асанов. В частности, он отметил, что при составлении проекта была грубо нарушена процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).

— Согласно приказу министра экологии, геологии и природных ресурсов, мусоросжигательный завод должен рассматриваться Комитетом экологического регулирования и контроля, а не департаментом экологии по ВКО, — заявил активист. — Кроме того, мощность объекта — 180 тонн в сутки или 60 000 тонн в год. Размер санитарно-защитной зоны для мусоросжигательных, мусоросортировочных и мусороперерабатывающих объектов мощностью от 40 тысяч тонн в год составляет 1000 метров. А от рассматриваемого участка жилая зона расположена на расстоянии 500 метров. Таким образом, нарушен принцип альтернативности принятых решений, участок под строительство МСЗ выделен без должного обсуждения с жителями, находится в селитебной зоне и подвергает значительному риску здоровье людей. При этом по Экологическому кодексу эксплуатация объектов по энергетической утилизации отходов осуществляется в соответствии с требованиями, утверждаемыми уполномоченным органом в области охраны окружающей среды. На данный момент эти требования еще не разработаны. Это влечет значительные риски и неопределенность при реализации проекта. Общественность не знает, какие стандарты эмиссий будут использованы.

Даулет Асанов также предупредил, что департамент экологии по ВКО и РГП «Казгидромет» не способны осуществлять мониторинг содержания диоксинов и фуранов в выбросах от МСЗ, поскольку экологический контроль по этим веществам не осуществляется действующими на сегодняшний момент постами и системами по проверке чистоты атмосферного воздуха. ПДК для диоксинов — 0,5 пикограмма на кубометр. Это опаснейший яд.

— В районах, где может происходить длительный застой примеси при сочетании слабых ветров с температурными инверсиями, не следует размещать промышленные предприятия с выбросами вредных веществ, — заключил Даулет Асанов. — В проекте МСЗ заявлены выбросы, но согласно утвержденным нормативным актам к 2024 году в Усть-Каменогорске должны быть достигнуты нормы ПДК по всем ингредиентам. Следовательно, необходимо снижать эмиссии, а не увеличивать.

Другие участники конференции в целом согласились с замечаниями Даулета Асанова.

— В процессе сжигания в воздух будет выделяться большое количество пыли, сажи, тяжелых металлов, а также токсичных органических соединений, таких как диоксины, диоксид серы, сероводород, ртуть, свинец, полихлорированные бифинилы и другие вредные химические соединения, — отметил один из заявителей. — Очистители обезвреживают пыль и пепел, однако газы и ядовитые пары не отфильтровываются. Так как на МСЗ поступают неоднородные отходы, это создает дополнительную нагрузку на очистное оборудование, и оно не сможет уловить все образующиеся примеси. Диоксины обладают доказанной канцерогенностью и отрицательно влияют на здоровье людей, вызывают увеличение числа онкозаболеваний, врожденных аномалий у детей, болезней крови, астмы и других. Их негативное воздействие будет фактически бесконтрольным.

Кроме того, общественники также заметили, что строительство МСЗ не решит проблему свалок и мусора в целом, так как при сжигании образуется высокотоксичная зола, которая составляет до 40 процентов от первоначальной массы. Ее тоже нужно утилизировать, но строить отдельно защищенный могильник проектом не предусматривается.

Было высказано мнение о том, что большая часть отходов может быть переработана, а не сожжена. Поддержка и распространение мусоросжигания нарушает требования Экологического кодекса РК, где закреплен приоритет предотвращения и сокращения образования отходов и их сортировки над утилизацией и захоронением.

И наконец, жители Усть-Каменогорска пришли к выводу, что строительство МСЗ противоречит принципам углеродной нейтральности, к которой стремится весь мир.

По итогам обсуждения сводный протокол был одобрен.

...и предложения

В документ были включены предложения по корректировке проекта. Во-первых, предлагается отказаться от строительства МСЗ в связи с имеющейся высокой загрязненностью воздушного бассейна областного центра и его географическим расположением в устье Алтайских гор, которое способствует образованию безветренной погоды и накоплению вредных веществ в атмосферном воздухе в этот период. Согласно статистическим данным, по ВКО отмечается высокий уровень онкозаболеваний населения, что может провоцироваться неблагоприятной экологической ситуацией в городе.

Во-вторых, рекомендуется предусмотреть альтернативный вариант по размещению МСЗ за пределами города с учетом географических особенностей местности и розы ветров.

В-третьих, участники конференции советуют изучить состояние окружающей среды в районе планируемого объекта строительства, оценить все возможные воздействия на состояние окружающей среды и здоровье населения. Обосновать допустимость размещения МСЗ в городской среде с учетом неблагополучной экологической ситуации.

В протоколе обозначены альтернативные варианты утилизации мусора: пиролиз (безогневая переработка отходов без доступа кислорода), который уже внедрен в Риддере, а также развитие системы сортировки мусора, с отдельным сбором пищевых отходов, где органику можно компостировать. Министерству экологии и акимату области рекомендовано рассмотреть вопросы по оказанию государственной поддержки проектов, которые направлены на сокращение объемов образования мусора, помогают сортировке и переработке мусора, внедряют оборотную и залоговую тару.

Эти замечания и предложения будут направлены инициатору строительства для рассмотрения при разработке материалов ОВОС и составления отчета, который будет обсуждаться на общественных слушаниях. Информация о месте и дате проведения общественных слушаний будет заблаговременно размещена на сайте управления природных ресурсов и регулирования природопользования по ВКО www.e-priroda.gov.kz.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#Усть-Каменогорск
Объявления
live comments feed...