18+

В Усть-Каменогорске рассмотрены вопросы равных условий конкуренции на трансграничных товарных рынках

Вопросы обеспечения равных условий конкуренции на трансграничных товарных рынках для казахстанских предприятий и антимонопольном регулировании в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) рассмотрены на международной конференции Усть-Каменогорске.

Особое внимание уделено наиболее чувствительным сегодня рынку автомобилей, продуктов питания, лекарств, синтетических моющих средств, сферам связи, транспорта, энергетики, горнорудной промышленности.

— С 1 января 2015 года, со вступлением в силу договора о Евразийском экономическом союзе, создан наднациональный антимонопольный орган, в лице Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Комиссия уполномочена вести контроль за соблюдением общих правил конкуренции на трансграничных рынках, проводить расследования и применять меры антимонопольного регулирования, в том числе и наложение штрафов на нарушителей, — сообщил член коллегии (министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию Нурлан Алдабергенов. — Кроме того, в Минске начал работу суд ЕАЭС, рассматривающий споры сторон.

Среди обозначенных проблем — дороговизна услуг сотовой связи в роуминге. Если казахстанский абонент за минуту разговора платит 7 тенге, то после пересечения границы России платит за эту же услугу в 20 раз дороже — 150 тенге!

Другой острой темой остаются высокие тарифы на авиамаршрутах. Так, стоимость билетов одного авиарейса Москва-Астана — 48872 тенге и 56186 тенге. Разница доходит до 2,2 раза. Тарифы авиакомпании «Сибирь» на сопоставимых по расстоянию маршрутах могут отличаться в 2,1 раза. Перелет от Москвы до Усть-Каменогорска (1884 км) обходится в 38125 тенге, тогда как, скажем, от Москвы до Мюнхена (1937 км) — 23540 тенге.

Министр акцентировал внимание на недобросовестной конкуренции в пищевой промышленности, к примеру, нанесение на упаковку обозначений: «самый лучший», «№ 1», «самый вкусный», «самый полезный».

По словам Нурлана Алдабергенова, признаки недобросовестной конкуренции усматриваются и в введении в заблуждение потребителей относительно места производства товаров, смешения товарных знаков, некорректного сравнения с продукцией конкурентов. Так, например, в Беларуси производится сгущенное молоко «Атамекен» с изображением юрты и концентрированное молоко «Казахстан», которые могут вводить в заблуждение относительно страны-производителя. А в Челябинской области производится лапша «Бесбармак», схожая по упаковке с лапшой для бесбармака известного казахстанского производителя.

И еще проблема: дефицит на рынке синтетических моющих средств Казахстана составляет более 90%! Отсюда возникают нарушения: установление и поддержание цен,

отказ в заключении договоров, раздел рынка по территориальному принципу, ассортименту, составу продавцов или покупателей.

Однако окончательное решение по вопросу легализации «параллельного импорта» может быть принято государствами-членами ЕАЭС только путем консенсуса.