Молодой житель областного центра совершил настоящий прорыв в области отечественного роботостроения. Ему удалось сконструировать прибор, с помощью которого стало возможно обезопасить труд работников крупных производств. Аналогов этого изобретения в Казахстане пока нет. Как из алюминиевой гардины и бампера от "Мерседеса" получилось удивительное и крайне полезное устройство.
Вадим Шагалов совсем недавно защитил диплом в колледже, а его способностями уже заинтересовались крупные производственные компании города. Еще бы! Молодой человек самостоятельно собрал робота, который может вывести качество работы заводов на новый уровень. Безопасность труда — одно из главных условий успеха любого предприятия. Поэтому разработка Вадима очень быстро оказалась в центре пристального внимания.
Не думал не гадал
Три года назад 17-летний выпускник Вадим даже не имел четкого представления о том, на кого ему хочется пойти учиться.
— Я поступил в политехнический колледж по совету друзей, — признается Вадим. — Попал на факультет "Вычислительная техника и программное обеспечение". И, как оказалось, не ошибся с выбором.
До выпускного курса Вадим практически не отличался от остальных студентов колледжа по уровню знаний, навыков, успеваемости. Но подготовка дипломной работы стала его личным "звездным часом": предложенный куратором проект положил начало изобретению, которое обещает стать незаменимым подспорьем в работе производственных предприятий.
— На любом производстве есть потребность в профилактической проверке оборудования, — объясняет Вадим. — Причем иногда такие проверки становятся сложной задачей, особенно если место труднодоступно для человека. Например, анализ на дефекты газоходов всегда связан с рисками.
Газоходы предназначены для отвода отработанных газов, которые выделяются в результате работы печей на производстве. Чтобы работа завода проходила в нормальном режиме, газоходы непременно должны быть в порядке.
— Газоход — это горизонтальная труба диаметром примерно 1,5 метра, — поясняет куратор Вадима Юлия Новак. — При этом на внутренней стороне всегда есть слой нагара, который может сужать просвет в трубе. Очень часто эти газоходы ломаются. Могут появиться деформации стенок, трещины. И чтобы посмотреть, какой урон, ущерб в процессе работы возник в газоходе, работнику нужно туда проникнуть. И вот представьте, человеку в стесненных условиях, в темноте необходимо под толщей осадка определить возможный дефект.
Но не только затрудненное передвижение может создавать проблемы для работника. Тот самый химический нагар внутри газохода представляет большую опасность.
— Пребывание человека внутри газохода крайне опасно для жизни, — отмечает Юлия Анатольевна. — Во-первых, химические испарения. Во-вторых, высокая температура. Даже при остановке работы нагрев внутри трубы сохраняется порядка 60 градусов по Цельсию. Для того чтобы в газоход попал человек, нужно останавливать все производство, а это колоссальные убытки для организации.
Всех этих трудностей можно избежать, если вместо человека будет трудиться робот.
Вызов принят
Когда Вадим разобрался с задачей, которую поставила перед ним куратор, он понял, что имеющихся у него знаний недостаточно. Если основами программирования молодой человек овладел за время учебы достаточно хорошо, то вот опыта конструирования у него не было.
— Когда я только приступил к работе над роботом, я даже не до конца понимал, с чего следует начать. Я столкнулся с тем, чего не знал, — говорит Вадим. — Как такового предмета "Роботостроение" среди дисциплин колледжа нет. Многие тонкости создания автономного прибора пришлось постигать самостоятельно.
Кроме недостатка знаний Вадим обнаружил и потребность в специальных деталях.
— Разработка робота велась на базе IT-центра колледжа. Но когда начался карантин по причине коронавируса, весь проект переехал ко мне домой, — улыбается молодой человек. — Из-за замедлившейся работы почты пришлось отказаться от готовых китайских деталей, которые заказывались через интернет. От робота требовались маневренность, компактность и автономность. В итоге было решено собрать каркас и корпус робота из подручных материалов. В ход пошли алюминиевая гардина, металлические пластины и бампер от "Мерседеса".
В какой-то момент к процессу подключился отец Вадима. Мужчина предложил сыну вариант модели, которая будет иметь оптимальные характеристики по размерам, весу и так далее.
— Для получения более точного обследования робот оборудован видеокамерами наблюдения, как впереди, так и позади, — рассказывает Вадим. — Предусмотрена возможность наблюдения в темноте при помощи камеры с инфракрасным излучением, есть фонарь для освещения пути робота. Установлен лидар — устройство, которое помогает создавать двухмерное изображение помещения, в котором находится робот, и передавать это изображение на компьютер оператора.
Чтобы полностью сконструировать робота, молодому изобретателю понадобилось около трех месяцев. По величине готовая машина приблизительно равна стопке из трех упаковок бумаги формата А4. Вес около десяти килограммов.
— Это, без сомнения, уникальная разработка, — акцентирует куратор проекта Юлия Новак. — В других странах, конечно, есть подобные машины, но именно в Казахстане аналогов этого робота нет.
Вадиму удалось адаптировать робота к тому сегменту отечественной промышленности, в котором ранее машины не применялись.
— У данного проекта есть довольно похожие разработки: роботы-саперы, луноходы, марсоходы, — перечисляет Вадим. — У всех этих машин одна цель — получить доступ к опасным или недоступным для человека местам. И я рад, что мне довелось поработать над таким изобретением. Это важный опыт для меня. Меня привлекает сфера робототехники и искусственного интеллекта, так как за этим, на мой взгляд, будущее. Эти направления будут развиваться. Планирую воплотить еще несколько своих личных задумок. Очень хочу найти единомышленников, с которыми я мог бы обменяться опытом и поучиться чему-то новому.
В ближайшем будущем Вадим намерен дальше развивать свои навыки и поступить в высшее учебное заведение на дистанционное обучение. Остается только пожелать удачи начинающему конструктору.