Казахстан стоит на пороге очередного повышения цен на топливо, заявляет Kapital.kz. Государство планирует поднять акциз на бензин всех марок, получаемых из давальческого сырья. Причем сразу на 133%. В случае его одобрения стоимость ГСМ на автозаправочных станциях страны может значительно подорожать, сообщает timeskz.kz.
В последнее время в Казахстане тема цены на бензин лишь слегка уступала по популярности широкой дискуссии о колебаниях национальной валюты и стоимости социального хлеба.
Напомним, 4 сентября текущего года цены на самую популярную марку бензина АИ-92/93 были отправлены «в свободное плавание». С этого времени курс тенге по отношению к доллару упал на 28%. Розница пока сложилась на уровне 125-130 тенге за 1 литр, это притом что оптовые цены в ноябре по сравнению с октябрем снизились на 4%. То есть на рынке все работают по законам конкуренции.
Здесь надо отметить следующее. Главный источник дохода недропользователя – это сама нефть. Она либо идет на экспорт, либо перерабатывается по давальческой схеме. И тут важно обозначить факторы, влияющие на нетбэк недропользователя. Нетбэк – это равнодоходная цена с внешними рынками, то есть чистая производственная стоимость.
В первую очередь сказывается ситуация, которая сложилась в целом в экономике: нефть на мировом рынке дешевеет, а в стране девальвировал тенге. В таких условиях некоторые нефтедобывающие страны стараются снизить обороты и поддержать отрасль, или хотя бы «не давить» на нее. В Казахстане пока все происходит с точностью до наоборот.
Второй фактор – это размер ставки экспортной таможенной пошлины (ЭТП). В нашей стране объем производства темных нефтепродуктов превышает внутренний спрос. Ставка ЭТП – 60 долларов за тонну, то есть на уровне «плодородного» для нефтегазового комплекса 2013-го. Однако «черное золото» на мировом рынке за это же время подешевело более чем на 60%. Получается, что недропользователи продают его практически с очень низкой маржой. На экспорт светлых нефтепродуктов уже на протяжении пяти лет действует запрет.
Третий фактор – это 10-процентное повышение тарифов на транспортировку нефти по магистральным нефтепроводам. Мера действует с 1 октября 2015 года. Кстати, тариф будет увеличиваться ежегодно, вплоть до 2019 года.
Впрочем, на этом проблемы недропользователей не заканчиваются. К примеру, недавно отечественные нефтеперерабатывающие заводы подняли тарифы на услуги по переработке нефти. Так, с 1 октября 2015 года на Атырауском НПЗ повышение составило с 13,2 до 20,5 тыс. тенге за тонну, а на Павлодарском НХЗ – с 9,1 до 14,9 тыс. тенге.
Теперь нефтегазовый сектор ожидает новое повышение в виде акциза на давальческий бензин. Если следовать законам рынка, то любое изменение в структуре цены отражается на доходах. Поэтому в сложившихся условиях вполне вероятно повышение цен на ГСМ.