18+

Изменение курса тенге не повлияло на цены на бензин

Несмотря на нестабильность в мировой экономике и ежедневные колебания на валютном рынке, ситуация на отечественном рынке ГСМ остается спокойной, сообщает nur.kz.

Еще 4 сентября правительство объявлено об отказе от госрегулирования цен на бензин марки АИ-92 в целях недопущения дефицита самой ходовой марки топлива в Казахстане.

Сегодня уже с уверенностью можно сказать, что мера себя оправдала – по АИ-92 и дизельному топливу нехватка сегодня не прогнозируется.

Более того, оптовая цена АИ-92 снизилась в ноябре по сравнению с октябрем в среднем на 3,8%. Розничная сохраняется на прежнем уровне – около 130 тенге за литр, но имеет тенденцию к незначительному снижению.

Причем цены отечественных производителей ниже, чем, к примеру, в той же России, откуда, к слову, импортируется значительный объем ГСМ.

Никаких манипуляций со стороны поставщиков нефти и трейдеров, которую предрекали многие эксперты, Казахстан за два месяца так и не увидел. Причина тому – сложившаяся справедливая цена на ГСМ и действующее законодательство о госрегулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов, где прописаны четкие правила игры.

Есть и другие рычаги для управления. Так, государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение в сфере оптовой реализации ГСМ, куда входят все основные игроки, дает властям возможность мониторить деятельность оптовиков.

К слову, как ранее отмечали СМИ, их доход равен всего 1% от оптовой стоимости топлива (61% составляет себестоимость нефти, 16% – налоги, 22% – тариф НПЗ).

Отметим, что наличие крупного бизнеса в секторе дает не только государству возможность контролировать ситуацию с ценами, но и обществу получать полагающиеся блага в рамках социальных обязательств таких компаний.

В условиях нестабильности на мировых рынках и низких ценах на нефть поставка сырья на внутренний рынок, например, позволяет недропользователям поддерживать уровень добычи, как следствие – избежать сокращения производства и рабочих мест.

На рынке ГСМ вопросы пока остаются только по АИ-80. Как известно, отечественные НПЗ сегодня находятся в процессе модернизации, цель которой – насытить внутренний рынок высокооктановым топливом. Завершится она, согласно планам, в 2017 году. В итоге получим глубину переработки нефти около 90%, двукратное увеличение объема выхода нефтепродуктов и улучшение качества бензина и дизтоплива. Продажа низкооктанового АИ-80, вероятно, прекратится уже с 2016 года в связи с требованиями технического регламента Таможенного союза о переходе на реализацию нефтепродуктов, соответствующих стандарту Евро-4.